Большой реконструировал «Легенду о любви»

Октябрь 24, 2014 at 2:11 дп

23-26 октября и 5-9 ноября в Большом театре — премьера балета «Легенда о любви».

Поскольку балет в России больше, чем балет, все планы на этот счет флагмана-Большого принято внимательно изучать. Не сказать, чтобы балетные критики сильно обрадовались планам реконструкции «Легенды о любви». Балет Юрия Григоровича профессионалы знают до последнего штриха, и откровений в нем ждать не приходится. Его автору, некогда бессменному кормчему Большого балета советских времен, сегодня 87, самому балету 54. Да и громко объявленное «капитальное возобновление» — отнюдь не архивная работа: с 2002 по 2009 «Легенда…» шла в Большом, и теперь, чтобы не было разночтений, театр убрал с сайта имена недавних исполнителей главных ролей.

Вообще-то родилась «Легенда…» в правильное время в правильном месте — весной 1961 года в ленинградском Кировском театре, когда воздух был напоен не только балетными надеждами. Потом она триумфально пошла по сценам, став образцом технической вопроизводимости произведений искусства: Новосибирск, Баку, Прага. Наконец, «Легенда…» добралась до Большого вместе с молодым и ершистым Юрой Григоровичем, который очаровал всех свежестью, напором, талантом и задержался в театре на посту отца Большого балета почти на 30 лет.

Прогрессивная восточная сказка о юноше, выбирающем между двумя влюбленными в него сестрами и между делом добывающим воду для народа, была обречена на успех. Она отлично вписывалась в официальную идеологию примата общественного над личным, и в то же время умиротворяла публику изящной любовной коллизией. Свое дело делал и густой восточный колорит: либретто на основе своей драмы и старинной персидской легенды писал турецкий поэт Назым Хикмет, музыку сочинял азербайджанский композитор Ариф Меликов, над сценографией колдовал великий кудесник Симон Вирсаладзе. Хореография создавалась им под стать — с вязью поз по мотивам восточной каллиграфии, негой гаремного женского танца, стремительностью погони. Единицы самых въедливых замечали, что этот танец чем-то похож на поиски хореографа Касьяна Голейзовского, ставившего годом раньше в Большом «Лейли и Меджнун». Но, как бы то ни было, триумфатором стала «Легенда…» — и легендой она осталась.

Случилось это во многом еще и потому, что яркий спектакль с любовным многоугольником всегда танцевали большие артисты. В Ленинграде — роскошные красавицы Ольга Моисеева, Инна Зубковская, Алла Осипенко. В Москве — Майя Плисецкая и Марис Лиепа. Эталонную главную героиню создала на сцене Большого балерина Светлана Адырхаева, теперь репетирующая с новой Мехмэнэ-бану, Екатериной Крысановой. В Мариинском в обозримые времена ту же партию выносила Ульяна Лопаткина, и ее поклонники рыдали на премьере, не стесняясь. Сейчас Большой приготовил несколько составов главных героев, и веское слово готова сказать находящаяся на пике формы Светлана Захарова. Вывод — нынешняя «Легенда…», не претендуя на новшество, станет счастьем для поклонников балета как исполнительского искусства. Может быть, этого достаточно.

 
Источник